14 мая, 2024

В ходе Петербургского международного юридического форума депутат Госдумы Андрей Исаев выступил с заявлением о необходимости предоставления курьерам и таксистам возможностей социального страхования со стороны цифровых платформ. Он упомянул о законопроекте, который предлагает регулировать платформенную занятость, требует регистрации цифровых платформ в специальном реестре, создания рейтингов работников и обеспечения условий для социального страхования. Предложенный законопроект также может предусматривать создание профессионального объединения для платформенных работников.

Андрей Исаев

Платформенная занятость относится к оказанию услуг и выполнению работ через цифровые сервисы, которые связывают клиентов и исполнителей. Это включает такие сферы, как агрегаторы такси, курьерские службы и некоторые онлайн-торговые компании. По оценкам экспертов, в России около 1,7 миллиона человек полностью или частично основывают свою занятость на платформенных услугах, а еще 12 миллионов людей используют их как дополнительный источник дохода.

Исаев отметил, что закон о платформенной занятости является дополнением к закону о занятости населения, который уже прошел первое чтение. Он подчеркнул, что в отсутствие соответствующего законодательства споры между работниками и платформами могут разрешаться неправильным способом. В настоящее время работники, выполняющие заказы через цифровые платформы, не имеют социального страхования, хотя они уплачивают налоги как самозанятые. Законопроект направлен на создание условий для добровольного социального страхования этих работников, чтобы обеспечить им социальные гарантии, такие как пенсия и больничные листы.

Исаев также отметил, что часто исполнители работают с платформами через посредников, таких как таксопарки в случае с такси. Пока в законе не найдено место для таких посредников, признание их роли и прав в законе является важным аспектом, который нужно учесть.

Профсоюзы настаивали на том, что платформенная занятость является формой трудовых отношений и должна быть регулирована Трудовым кодексом. С другой стороны, операторы платформ настаивали на том, что это гражданско-правовые отношения, подпадающие под Гражданский кодекс. Исаев отметил, что платформенная занятость представляет собой совершенно новый тип занятости, который не может быть полностью описан ни как трудовые, ни как гражданско-правовые отношения. Таким образом, принятие отдельного закона о платформенной занятости стало компромиссом в этом споре.

Он пояснил, что платформенная занятость обладает признаками и трудовых, и гражданско-правовых отношений. Некоторые признаки, характерные для трудовых отношений, включают обязательные требования к квалификации исполнителей, возможность платформы выступать в роли налогового агента и создание условий для социального страхования. Однако платформенная занятость не соответствует основному критерию трудовых отношений, так как в ней трехсторонние отношения между клиентом, платформой и исполнителем, в отличие от двусторонних отношений работодателя и работника.

Социологи отмечают, что многие люди выбирают платформенную занятость, чтобы избежать строгих ограничений традиционных трудовых отношений и реализовать свою предпринимательскую инициативу в менее рискованных условиях. Они ценят свободу, которую предоставляет такая форма работы. Однако работники также опасаются, что регулирование платформенной занятости и предоставление социальных гарантий может привести к ограничениям в графике работы и увеличению налоговых обязательств.

Законопроект, который предлагает Исаев, ставит перед собой задачу балансировать интересы работников и платформ. Он стремится создать рамки, в которых работники получат социальные гарантии, а платформы будут обязаны обеспечить эти условия. Регистрация в специальном реестре, ведение рейтинга работников, информирование и соблюдение требований к порядку оплаты — все это направлено на установление более справедливых отношений между платформами и их работниками.

©rt-russian.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *