Глобальные события, экологические вызовы и изменения потребительского поведения приводят к необходимости перестройки бизнес-моделей компаний. Сегодня мы стоим на пороге переломного момента, когда формирование бизнес-моделей претерпевает существенные изменения. Вместо простого объединения уже существующих элементов, мы наблюдаем появление совершенно новых форматов. Это происходит потому, что компании осознают, что мировые события, геополитические перемены, экологические и социальные контексты оказывают влияние на бизнес, и нельзя игнорировать эти изменения. Компаниям приходится перестраивать свои бизнес-модели, стремясь к большей устойчивости в условиях глобальных перемен. Устойчивый бизнес тут означает такой, который может продолжать расти в нестабильных условиях, не причиняя вред окружающей среде.
Сегодня мы все чаще слышим о повестке ESG (Environmental, Social, and Governance), но в то же время стало ясно, что она далеко не всегда эффективна. Всего несколько лет назад акцентировалось внимание на экологическом подходе к бизнесу, но сейчас мы наблюдаем тренд антигринвошинга. Люди понимают, что заявления компаний о заботе об окружающей среде часто являются лишь маркетинговым ходом, не находящим отражения в реальной деятельности компании. Организации, выявленные в таком двуличном поведении, подвергаются игнорированию, бойкоту и потере доверия со стороны потребителей. С ростом числа людей, готовых платить за экологичность бренда, увеличивается и количество потребителей, открыто критикующих компании, не отвечающие этому запросу.
В настоящей ситуации поддерживать устойчивый бизнес достаточно сложно и дорого. В условиях экономической нестабильности платежеспособное население сокращается, поэтому выгодными становятся бизнес-модели, ориентированные на массовый рынок. Несмотря на то что новое поколение проявляет озабоченность экологическими вопросами, не все готовы платить дополнительно за экологичность продуктов и услуг.
Однако, появляются новые группы потребителей, стремящиеся к осознанному потреблению. Может быть, это вызвано сокращением доходов или простым желанием потреблять меньше для сохранения природы. Эти люди меняют бизнес-модели, и начинает формироваться тренд «бренд как хранитель ценностей». Речь идет о заботе о человеке и мире, в котором существует бизнес. Старая модель, когда компания продавала устройство, которое работало исправно всего полгода, а затем зарабатывала на ремонте и обслуживании, становится неактуальной. Это касается как производителей техники, так и модных брендов с постоянным выпуском новых коллекций, а также других отраслей с огромным выбором товаров сомнительного качества. Поскольку потребители становятся более взвешенными и осознанными, новые бизнес-модели будут основываться на качестве, где товары продаются реже, но по более высокой цене, и служат гораздо дольше.
Конечно, у некоторых потребителей пока возникают сомнения по поводу такого подхода — не все хотят носить одну и ту же одежду годами или ездить на одной машине. Но эта модель бизнеса все равно набирает популярности и становится лидером среди новообразованных компаний.
Социальная экономика играет важную роль в современных бизнес-моделях. Возникает новая концепция nearshoring, которая представляет собой модель будущего. Она отличается от традиционного офшоринга и означает перемещение бизнеса ближе к месту потребления. Nearshoring позволяет сократить транспортные расходы, снизить негативное влияние на окружающую среду и поддерживать местную экономику.
Современные бизнес-модели также меняются в связи с развитием технологий. Если несколько лет назад предсказывалось полное исчезновение офлайн-каналов (и, действительно, многие торговые центры закрывались), то сегодня мы наблюдаем появление новых офлайн-пространств. Такие пространства позволяют нам отвлечься от повседневной суеты, получить новые положительные эмоции. Например, возникает тренд на тактильные пространства, где можно ощутить разнообразные материалы и взаимодействовать с поверхностями. Это позволяет нам успокоиться и по-новому взглянуть на окружающий мир.
Сегодня эффективно работает гибридная бизнес-модель, объединяющая онлайн- и офлайн-каналы. Здесь важно учитывать виртуальное пространство, использование искусственного интеллекта и возможности метавселенной. Компании должны мастерски сочетать различные каналы, чтобы извлекать максимальную пользу.
Еще одним изменением в бизнес-моделях является переход к дивидендной модели. Ранее распространена была модель экзита, при которой стартап планировал активный рост в первые несколько лет и последующую продажу компании с прибылью. Однако сегодня венчурные инвесторы стали более осторожными, учитывая нестабильность мира. Модели, основанные на обещаниях компаний о будущем успехе через несколько лет, уже не привлекают внимания. Инвесторы хотят видеть стабильный и устойчивый рост, который позволяет компании начать получать доходы уже сегодня или в ближайшие годы.
Бизнес-модели сегодня находятся в процессе трансформации, под влиянием глобальных событий, экологической повестки и изменений потребительского поведения. Компании все чаще стремятся к устойчивости и осознанности, учитывают требования потребителей и применяют современные технологии для эффективного взаимодействия с рынком. Будущее бизнеса будет определяться не только его прибылью, но и его способностью быть ответственным хранителем ценностей, заботиться о людях и окружающей среде.
©rt-russian.ru