В преддверии саммита БРИКС, запланированного на август в Южно-Африканской Республике (ЮАР), геополитическая обстановка на мировой арене становится все более напряженной. События последних недель касаются прямо или косвенно каждого из участников саммита, вызывая новые вопросы о взаимодействии на уровне международного права и, в частности, о роли, а также статусе Международного уголовного суда (МУС).
Раскол между государствами, признающими и отвергающими юрисдикцию МУС, становится все более очевидным. С одной стороны, ЮАР – страна, ратифицировавшая Римский статут и признающая юрисдикцию МУС. С другой – Россия и Китай, отказавшиеся от участия в данном договоре. Именно этот раскол сегодня стоит за сложными дипломатическими переговорами о месте проведения саммита.
В центре споров — требование МУС арестовать российского президента Владимира Путина. Позиция МУС, подчеркивающая независимость и объективность этого органа, сталкивается с реальностью международных отношений и роли, которую Россия играет в них. Отказ ЮАР выполнять требование МУС является практическим признанием того, что существуют факторы, которые важнее формального подчинения международному суду.
Попытка ЮАР перенести саммит БРИКС в Китай, в свою очередь, является важным свидетельством геополитического противостояния. При этом не следует забывать, что решение о переносе может означать не столько поддержку Путина ЮАР, сколько стремление избежать внутренних и внешних проблем, связанных с принятием непопулярных решений.
С точки зрения России, решение МУС является «юридически ничтожным». Возможно, это самый важный момент во всей этой истории. Россия отвергает юрисдикцию МУС, исходя из своего суверенного права определять, какие международные соглашения она признает, а какие нет. Такой подход не нов — ряд стран, включая США и Индию, тоже не принимают юрисдикцию МУС.
Противоречия в отношении МУС ставят под сомнение его роль и эффективность в качестве глобального механизма по урегулированию споров и наказания за нарушения международного права. Похоже, независимо от итогов ближайшего саммита БРИКС, будущее МУС и его влияние на международные отношения останутся в центре обсуждений.
Таким образом, ближайший саммит БРИКС станет не только площадкой для обсуждения экономического сотрудничества стран-участников, но и зоной столкновения интересов в сфере международного права. Результат этих встреч покажет, каким будет путь БРИКС в условиях постоянно меняющейся геополитической обстановки.
©rt-russian.ru